Борьба за качество: госрегулирование и полулегальные рынки

Лют 03 2012 Опубликовал в Надходження

“Продукты & ингредиенты”, №87. В последнее время много говорится о проблемах качества украинских пищевых продуктов. Украинские чиновники зачастую видят возможность решения таких проблем посредством административных методов.
По нашему мнению, основные функции государства в этой сфере должны сводиться к четкому регламентированию показателей безопасности продуктов питания и соблюдению правил информирования потребителя об ингредиентах, которые входят в состав продуктов питания.

 

 

Интервью Ассоциации “Укркондпром” журналу “Продукты & Ингредиенты”

 

— Александр Васильевич, как бы Вы охарактеризовали 2011 год?

Для украинских кондитеров это очень непростой год, наблюдается некоторое падение объемов производства. Но вначале хотел бы отметить следующее. В пищевой промышленности Украины кондитерская отрасль занимает значимые позиции. За последние несколько лет она прошла полную модернизацию. Ведущие предприятия Украины провели практически полное переоснащение своих производств, установлены кондитерские линии лучших мировых производителей оборудования. Внедрены технологии, которые позволяют производить самые современные кондитерские изделия. Кондитеры входят в число отраслей, которые составляют основу украинского экспорта переработанной продукции агропромышленного комплекса. Объем кондитерского экспорта в стоимостном эквиваленте достигает около 1 млрд долл. США в год.

Но в этом году развитие отрасли сопровождалось негативными факторами. Остается непростой ситуация с возмещением экспортного НДС. Отрасль экспортно-ориентированная, украинские кондитеры значительную часть продукции продают за границу, делают все возможное для того, чтобы увеличить свою экспансию на внешних рынках, выдерживают там сложнейшую конкуренцию, а задержки с возмещением НДС усложняют их деятельность. Иногда это приводит к ситуациям, когда некоторые предприятия не могут выполнить экспортные контракты по той причине, что нет оборотных средств, чтобы купить сырье.

В предпраздничные дни доходит практически до смешного: предприятия наращивают экспорт, ведь новогодние праздники — это пик сезона продаж кондитерских изделий, но арендовать нужное количество вагонов для транспортировки продукции получается далеко не у всех. А если упустить сезон, это скажется на доходах предприятий, а значит, и на бюджете страны.

Кондитерская отрасль Украины имеет прекрасное сочетание двух факторов, чтобы быть конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке: технологическое переоснащение предприятий и сохранение старых традиций качества кондитерских изделий. Жесточайшая конкурентная среда, в которой работают украинские кондитеры, заставляет их постоянно обновлять рецептуру, следить за новейшими достижениями в области технологий, внедрять передовые технологии менеджмента.

Благодаря этому кондитерская отрасль Украины выиграла соревнование у зарубежных конкурентов на внутреннем рынке и успешно конкурирует на внешних рынках.

Интересно, что в некоторых странах с нами борются неконкурентными мерами. Россия ввела специальные защитные меры в отношении украинской карамели. Эти меры по настоянию РФ были распространены на весь Таможенный союз. Казахстан в сентябре этого года предпринял аналогичные меры, по сути имеющие запретительный характер, но не только в отношении карамели, а и шоколадной группы. В эти страны поставки нашей продукции значительно снизятся. Можно говорить об угрозе фактического вытеснения украинской продукции с этих рынков.

Правда, во время ноябрьского визита премьер-министра Украины Николая Азарова в Казахстан были проведены переговоры, на которых стороны договорились об определении размеров квот на нашу продукцию, которая будет поставляться по нулевой ввозной ставке. Мы приветствуем это решение, но, безусловно, не считаем его окончательно приемлемым. Украина должна добиться полного снятия несправедливых и неадекватных торговых барьеров казахстанской стороны.

Мы возлагаем большие надежды на либерализацию торговых отношений с Европейским Союзом.

— Насколько это является реальным?

В принципе, Украина и ЕС уже согласовали свои позиции. Если будет подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, двусторонняя торговля будет существенно либерализирована, в т.ч. и в торговле кондитерскими изделиями. Но это пока только перспектива, возможность, которую нужно превратить в реальность. Европейские кондитеры — очень сильный конкурент. Снятие торговых барьеров еще не гарантирует нам серьезное присутствие на европейском рынке.

— Насколько конкурентоспособна наша продукция на рынках ЕС?

На сегодня уровень эффективной тарифной защиты ЕС в отношении украинских кондитерских изделий находится в пределах 35-45% от их стоимости. Со стороны Украины в отношении европейских кондизделий действует таможенный тариф 5-10%. То есть сейчас торговые отношения Украины с ЕС неравноправны.
В проекте соглашения о ЗСТ предусмотрено изменение этой ситуации. Таким образом, конкурентоспособность нашей продукции повысится.

Что касается качества, то здесь мы не видим никаких проблем. Все ведущие предприятия отрасли прошли непростой процесс сертификации на соответствие международным стандартам системы менеджмента в области безопасности продовольствия и пищевой продукции ISO 22000, системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO 9000. Украинская кондитерская продукция по качеству и безопасности отвечает европейским стандартам. Кстати, наш шоколад производится по ДСТУ, в котором не разрешено добавление какао-заменителей, чего нельзя сказать о европейском шоколаде.

— Как бы Вы охарактеризовали задачи ассоциации?

Далеко не всегда государство способно распознать и спрогнозировать риски и угрозы для отрасли, так как рынок зачастую развивается быстрее, чем меняется управленческая философия государства. Задача ассоциации — содействовать своевременному информированию государства об угрозах и реагированию на них.
Также мы выступаем за ослабление чрезмерного государственного регулирования АПК.

В последнее время много говорится о проблемах качества украинских пищевых продуктов. Украинские чиновники зачастую видят возможность решения таких проблем посредством административных методов.
По нашему мнению, основные функции государства в этой сфере должны сводиться к четкому регламентированию показателей безопасности продуктов питания и соблюдению правил информирования потребителя об ингредиентах, которые входят в состав продуктов питания.

Вместе с тем вопросы качества, которые касаются потребительских свойств, должны быть вынесены за пределы государственного контроля. Это рыночная категория. В странах с рыночной экономикой, к которым мы причисляем и себя, в большей мере, эти вопросы регулирует рынок, потому что нельзя в оценочных показателях определить, что такое качество.

В Советском Союзе существовала плановая экономика, не было рыночного контроля. Поэтому существовали специальные органы, которые решали, какую продукцию необходимо выпускать, и будет ли она пользоваться спросом. И у покупателя не было выбора, он был вынужден приобретать то, что лежит на прилавке. Современный потребитель имеет право и возможность выбирать. Главное, чтобы он был проинформирован о составе выбранной продукции.

Как раз в этом вопросе — соответствия маркировки тому, из чего действительно состоит продукт, — государство должно осуществлять жесточайший контроль.

Также государство должно следить за безопасностью продукции. Но для этого должны быть четко определены показатели безопасности. А мы до сих пор пользуемся МВТ (медико-биологические требования), которые были составлены еще в Советском Союзе. Удивительно видеть в документах на украинском языке аббревиатуру, составленную из русских слов.

Между тем технологии производства за последние 20 лет шагнули далеко вперед. Жаль, что за это время государство не изыскало возможности доработать требования к безопасности и изложить их в соответствующем техническом регламенте.

Мы поддерживаем отмену мультиконтрольной системы в области безопасности пищевых продуктов. Проводить контроль безопасности должен единый орган. Сейчас, по некоторым данным, ту или иную компетенцию в этом вопросе имеют около 30 различных органов государственной власти. Должны быть упрощены процедуры контроля. Для нас очень важно работать в прозрачных и четких условиях, потому что в противном случае создаются предпосылки для фальсификации и нечестной конкуренции. Это способствует ухудшению условий для производства безопасных продуктов питания.

  — Вы имеете в виду почти полулегальный бизнес некоторых малых предприятий?

Это одна из злободневных проблем отрасли. Крупные предприятия, которые работают прозрачно и платят налоги, не могут позволить себе нарушать требования безопасности, покупать сырье, не прошедшее контроль. Но на рынке они должны конкурировать с предприятиями, которые работают полулегальным образом. Объем производства таких предприятий около 200-300 тыс. т в год. Это около 20% всего рынка кондитерских изделий в Украине.

Такая продукция может продаваться, например, на городских рынках. Ее цена зачастую очень привлекательна. Но эта привлекательность достигается за счет пониженных требований к санитарными технологическим условиям, качеству и безопасности ингредиентов.

К сожалению, из-за системной коррупции в Украине, государственный контроль в подобных местах реализации зачастую, по сути, является формальным. В результате, добросовестные производители попадают в ситуацию неравной конкуренции с полулегальными участниками рынка, а потребитель покупает опасный для здоровья продукт.

— Есть ли в разработке государственные стандарты?

Техническим комитетом 152 «Продукция кондитерская и пищеконцентратная» разработано несколько важных для отрасли ДСТУ, в частности, по производству печенья, конфет, мучнистых изделий специального назначения, которые прошли все необходимые экспертизы и были переданы в соответствующий государственный орган — в данном случае Госпотребстандарт, для их утверждения. Но там они пролежали около 3 лет. Госпотребстандарт уже прекратил свое существование, но ДСТУ так и не были утверждены до сих пор. Наши неоднократные обращения всегда воспринимались с большим пониманием, но дальше понимания дело не пошло. А ведь вся черновая работа по разработке стандарта уже была выполнена, текст полностью выписан и согласован. Все, что нужно, — издать соответствующий приказ. Государство само создает такую ситуацию, когда предприятия вынуждены разрабатывать ТУ (технические условия) и работать по ним.

Вместе с тем в Европе нет аналога украинских стандартов на готовую пищевую продукцию. Постановка образцов на производство не требует процедур, аналогичных украинским, таких, как прохождение государственных отраслевых дегустационных комиссий. Все это удлиняет путь от идеи, разработки до потребителя.

Самое важное: в Украине нет презумпции невиновности производителя. Он должен доказывать, что его продукция выполнена в соответствии с нормативными документами. В ЕС производитель сам проверяет показатели безопасности и несет ответственность за их выполнение. Соблюдая требования безопасности, он может делать любой продукт, который посчитает нужным, и который, по его мнению, будет продаваться. За границей рецептура любого изделия является собственностью компании и закрытой коммерческой информацией.

— На какой положительной ноте Вы бы закончили нашу беседу?

Украинские сладости и есть эта положительная нота. ■

Нет ответов пока

Залишити відповідь