Сладкая отрасль: идут несладкие времена?

Жов 06 2012 Опубликовал в Надходження

Продукты & инградиенты №9 (95) октябрь 2012

В начале нового сезона «Продукты & ингредиенты» поинтересовались у отраслевой ассоциации кондитеров о состоянии дел, проблемах рынка и как эти проблемы могут сказаться на украинском кондпроме.

Об этом и многом другом нам рассказали Президент Ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк и советник Президента Ассоциации Юрий Кожанов.

 

– Каковы тенденции рынка сахаристой кондитерской продукции Украины сегодня?

Александр Балдынюк: Последние два года идет снижение объемов производства практически всех групп кондитерских изделий.

Причин несколько: философия государственного управления, которая являет собой чрезмерное стремление к этатизму вместе с регулированием экономики, и через нее нашей отрасли в частности. Это накладывается на системную коррупцию в стране и создает сложную рыночную среду для развития какой-либо отрасли.

В последние пару лет у Украины сузились внешние рынки для экспорта кондитерской продукции. Также на уровень продаж и объемы производства повлияло снижение покупательной способности населения.

Вследствие совокупности этих факторов упало потребление кондитерской продукции дорогой и средней ценовой категории, упали в продажах кремовые изделия и шоколад. Так как они не являются продуктами первой важности в продуктовой корзине украинца, покупатель, возможно, отказался от них в пользу более дешевых сухарно-бараночных изделий, печенья и пряников. Произошло и сужение потребительского спроса. Сегодня мы значительно отстаем от Европы в потреблении шоколада на душу населения.

Вследствие часто непродуманной государственной экономической политики, а то и просто коррупции, производство кондитерской продукции у нас стало обходиться дороже.

Юрий Кожанов: Традиционно экспорт очень влияет на производство кондитерской отрасли. В этом смысле ситуация складывается для рынка тревожно: ограничения, введенные Россией и Казахстаном, уже негативно отразились на кондитерском рынке.

По-прежнему приличным спросом пользуются мучные кондитерские изделия (и в Украине и за рубежом). Шоколад и сахаросодержащая продукция упали в продажах, но предприятия-лидеры своих позиций не сменили.

Объем производства кондитерских изделий по состоянию на январь-август текущего года составил 655 462 тонн. Это почти на 6 тыс. тонн меньше, чем в 2011 году. Объем производства мучных кондитерских изделий на тот же период составил 325 207 тонн, сахаристых – 140124 тонн, шоколадных – 190 131 тонн.

В общем же все векторы развития отрасли у нас зависят от экономического состояния в стране и вдумчивой политики государства, направленной на поддержку национального производителя.

 

– Как в свете вышеназванных тенденций развивается рынок? Каковы перемены в показателях экспорта и импорта видов кондитерской продукции? Какие сегменты рынка показывают рост, какие убыточны?

Александр Балдынюк: Среди компаний-экспортеров лидеры в последние два года не поменялись: три-четыре крупные компании фактически делают 60% экспорта кондитерских изделий страны. В структуре экспорта первое место за шоколадным изделиями – около 40,9%, второе – за мучнистыми (34,5%) и третье – за сахаристыми (24,6%) по состоянию на январь-июль 2012 года. По первой и третьей группе есть незначительный рост, а мучнистая кондитерка просела почти на 4% по сравнению с тем же периодом 2011 года.

– Некоторые крупные игроки рынка отмечали неожиданный летний всплеск продаж кондитерской продукции. С чем вы его связываете?

Александр Балдынюк: На самом деле этим летом случилось падение продаж. Это вообще сезонная тенденция, но в этом году падение было глубоким. Конечно, у кого-то, возможно, получилось выйти в плюс в межсезонье за счет удачных маркетинговых ходов или еще каких-то причин, но в общем по рынку отрасль просела.

– Основной задачей Ассоциации в интервью в начале года вы называли налаживание диалога кондитерского бизнеса с властью и продвижение украинской продукции на внешних рынках (в частности в странах ЕС). Что в этом плане достигнуто со времени нашего декабрьского интервью? Какие проблемы и задачи для Ассоциации добавились?

Александр Балдынюк: Наша функция – защита производителя от негативных влияний извне, в том числе и от государства, если оно мешает развитию и укреплению отрасли. Если говорить об изменениях, у нас с начала года только добавилось проблем.

Так, сейчас готовится ко второму чтению в ВР законопроект «Про внесення змін до Закону України “Про Митний тариф України” (щодо приведення ставок ввізного мита до критеріїв СОТ)», согласно которому повышаются таможенные пошлины на свыше тысячи товарных позиций. Для нашей отрасли это в основном сырьевые группы товаров и оборудование.

Данный законопроект планирует существенно поднять тарифные ставки на импортируемые товары, мотивируя это якобы защитой национального производителя. На самом деле речь идет скорее о наполнении бюджета за счет средств, изъятых из отрасли в разрез с реальными интересами производителей.

Ведь законопроект поднимает тарифы на многие виды сырья, которое просто не производится в Украине: тропические орехи, арахис, агар-агар, и самое главное – импортное оборудование для кондпроизводства. А ведь низкие цены на импортное сырье – одна из причин, почему наша кондитерская продукция хорошо конкурирует на мировом рынке.

Кроме того, в последние 10 лет отрасль прошла полную техническую модернизацию (которая продолжается и сегодня). На большинстве крупных предприятий страны установлено новейшее оборудование, замены которому на украинский рынок предложить не может в принципе. Вследствие повышения ставок таможенных тарифов на оборудование вырастут преимущества импортёров кондизделий, особенно из Российской Федерации, которая применяет нулевую таможенную ставку при ввозе заграничного оборудования. Это ослабит позиции национального товаропроизводителя на внутреннем рынке.

Также, искусственное удорожание импортного сырья и оборудования путём увеличения таможенных тарифов приведет к увеличению валовых издержек предприятий и, соответственно, к ускорению инфляционных процессов.

 

– Что связи с этим предпринимает Ассоциация, производители?

Александр Балдынюк: Мы несколько раз обращались к власти с требованием не применять такие меры, писали письма. Минагрополитики и Минэкономразвития, кстати, поддержали производителей кондпрома во мнении о нецелесообразности повышения тарифов на сырьевые продукты и оборудование. Этот вопрос поднимался на УСПП, ФРУ, на заседании комитета Верховной Рады. Интересы производителей сладостей защищает сейчас и Федерация работодателей Украины. Вроде бы удалось договориться с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики о внесении изменений в законопроект с целью оставить ставки пошлин на прежнем уровне для некоторых видов сырья. Но пока окончательная позиция власти не ясна.

Какие еще проблемы в отрасли?

Александр Балдынюк: Также сохраняется проблема хронических и длительных невозвратов государством экспортных НДС. Кондитерская отрасль Украины экспортно-ориентирована (больше 35% от всего объема производимых в стране сладостей уходит на экспорт), потому этот вопрос весьма животрепещущий. Сама философия взимания налогов не способствует развитию отрасли.

Что же касается продвижения нашей продукции на мировые рынки, наша отрасль входит в тройку пищевых отраслей страны, обеспечивающих самое большое позитивное сальдо по торговле с зарубежными странами. 1 100 млн. долларов – годовая сумма кондитерского экспорта против 200 млн. долл. импорта в стоимостном выражении.

Юрий Кожанов: Добавлю, что одним из составляющих условий продвижения нашей продукции в страны ЕС есть гармонизация нормативной документации по отрасли к требованиям стран ЕС. При поддержке государства, большинство национальных стандартов приведено в соответствие с европейскими требованиями.

В этом году Ассоциация «Укркондпром», Институт последипломного образования Национального университета пищевых технологий совместно с Техническим комитетом 152 «Продукция кондитерская и пищеконцентратная» разрабатывает новый стандарт на шоколад.

Так как рынок и его запросы, технологии, само производство шоколада меняются очень быстро, вопрос создания и утверждения ДСТУ на шоколад стоит очень остро. Ведь любое производство нужно регулировать согласно требованиям времени. Некоторые базовые стандарты, уже разработанные Техническим комитетом № 152, прошедшие все государственные экспертизы и вычитки, по 3-4 года лет лежат, ожидая утверждения Минэкономразвития Украины и издания.

На днях состоялось очередное заседание Технического комитета № 152 по кондитерской и пищеконцентратной продукции, на котором представители всех крупнейших кондпроизводств страны обсуждали замечания к проекту нового стандарта. Фактически это нормативный документ, который должен привести украинское производство шоколада в соответствие с европейскими нормами.

Среди основных отличий европейских стандарта: разрешено использование растительных жиров вместо какао-масла (в объеме 5% – жиры, эквивалентные какао-маслу). В нашем ДСТУ все же остается полный запрет на использование растительных жиров в шоколаде.

 

– Какие страны охотнее всего покупают нашу сладкую продукцию?

Александр Балдынюк: Это наш традиционный рынок – страны СНГ. Хотя, как вы знаете, с декабря у Украины появились проблемы с рынком России и Казахстана. РФ с прошлого года приняла решение о применении защитных мер в отношении нашей карамельной продукции. Пошлина на наш продукт увеличилась с нуля до 294,1 долларов за тонну продукции, а это около 25% от стоимости самого продукта! Учитывая то, что карамель – продукт из низкой и средней ценовой категории, можно сказать, что украинскую карамель вытеснили с рынка. Кроме того, эти меры были распространены на рынки всех стран-участниц Таможенного союза.

Казахстан вел свое расследование по гораздо большему списку кодов, в том числе по шоколадной группе и также ввел защитные меры по отношению к украинской продукции (до 49%). «Невзлюбили» нашу кондитерскую продукцию в Казахстане потому, что там она очень популярна, пользуется покупательским спросом и занимает лидерскую долю рынка. По сути, такое решение – лоббирование и защита интересов нескольких казахстанских компаний на национальном уровне. При том, что экономических оснований для принятия таких мер не было, а само расследование проводилось с грубейшими нарушениями. Наша Ассоциация подала заявку в Министерство экономического развития и торговли Украины о проведении расследования касательно правомерности действий Казахстана и признании их действий недружественными и дискриминационными.

Межведомственная Комиссия по международной торговле при Минэкономразвитии Украины подтвердила этот факт и на сегодня уровне двух государств ведутся переговоры о компромиссном выходе из ситуации.

– Ваши прогнозы относительно будущего нашего «сладкого рынка»?

Александр Балдынюк: Безусловно, негативные тенденции в нашей отрасли будут влиять и на отрасли смежные. В частности – сахарной, мукомольной, крахмалопаточную. В первую очередь будут снижаться закупки сахара, что в конченом итоге может привести к повышению цен на сладкое сырье и на конечный кондитерский продукт. И здесь все логично: государство повышает затраты производителя, и ему некуда деваться кроме как вносить их в себестоимость продукта.

Октябрь покажет – какой вектор развития изберет правительство. Но мы, безусловно, надеемся на мудрое и взвешенное решение.

 Елена Бочковская

Нет ответов пока

Залишити відповідь