Удар по кондитерам – удар по потребителю!

Бер 18 2013 Опубликовал в Надходження

Продукты & инградиенты №3 (100) март 2013

Какие проблемы и перспективы несет кондитерам Украины год 2013-й? Почему накалены отношения производителей с торговыми сетями и кто занял место украинской карамели в Казахстане – «П&И» рассказал президент Ассоциации кондитеров Украины «Укркондпром» Александр Балдынюк.

 – Александр Василевич, с какими основными показателями кондитерский рынок вошел в 2013-й год? С чем связан рост и «проседание» определенных сегментов рынка?

– В 2012 году в Украине было произведено 1 073 тыс. тонн кондитерских изделий, что составляет 100,24% от общего объема производства в 2011 году. Впрочем, объемы производства кондизделий в 2012 году все же упали на 1,4% относительно 2010-го года.

В целом прошедший год характеризуется усилением конкурентоспособности украинских предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Одним из факторов, повлиявших на это, – внедрение на предприятиях передовых международных систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов, модернизация производственных линий и установка инновационного высокоавтоматизированного оборудования, что в комплексе позволяет повысить производительность и снизить энергозатратность производства.

Предприятия расширяют ассортимент изделий. За прошлый год Центральной дегустационной комиссией по оценке качества кондитерских изделий было утверждено более 400 новых видов продукции.

В сегменте производства карамели продолжается падение. В основном это связано со сложностями работы на традиционных внешних рынках сбыта данной продукции. В ноябре 2011 года Таможенный союз ввел специальную пошлину размером $294,1 за тонну продукции в отношении ввозимой на территорию ТС карамели. В результате, экспорт сахаристых кондизделий из Украины в страны Таможенного союза в 2012 упал почти на 18%, а производство сократилось на 4%.

Отдельно отметим действия Казахстана, который безосновательно ввел спецпошлину на импорт и карамельной, и шоколадной продукции (в размере 49% от таможенной стоимости товара). В результате поставки кондизделий из Украины в Казахстан в 2012 году упали на 40%. Примечательно, что украинскую нишу в Казахстане заполнили не местные производители, а российские.

В июле прошлого года Межведомственная комиссия по международной торговле Украины признала такие действия Казахстана дискриминационными и недружественными. Удивительно, но других действенных шагов наше государство в отношении урегулирования этого вопроса с Казахстаном не предпринимает до сих пор.

 – Как влияют изменения в законодательстве на работу производителей-кондитеров?

Любые законодательные инициативы в сфере пищевого законодательства могут существенно усложнить работу предприятий, либо наоборот – способствовать развитию пищевой и перерабатывающей отрасли. Хотя мне кажется, что основной проблемой наших законов есть то, что само ггосударство относятся к ним формально.

Отрасль ожидает принятия законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности пищевых продуктов». Ключевые моменты этого проекта – учреждение единого органа по контролю над безопасностью пищевых продуктов (сейчас в Украине несколько органов осуществляют контроль за безопасностью пищевой продукции, но ни один из них не несет ответственность за общую ситуацию в стране по этому вопросу), упразднение значительного количества ненужных, но платных документов, усиление ответственности производителя за производство небезопасного товара.

В то же время, некоторые инициативы государства, в случае их принятия, могут добавить существенных проблем производителям пищепрома. К примеру, принятие Закона «Об ограничении производства, использования, везения и распространения в Украине полимерных пакетов и упаковок длительного разложения». Это однозначно приведет к повышению цен на большинство видов продуктов в упаковке.

Одна из острейших законодательных проблем для нас (и всего пищепрома вообще!) – лоббирование принятия Закона «О внутренней торговле». Сегодня много комментариев по этому закону, но мало кто рассказывает о действительной ситуации, которая сложилась у нас в отношениях между производителями и торговыми сетями.

Поставщики вынуждены платить торговой сети так называемый «входной билет», сумма которого составляет около 100 тыс. грн. за каждое новое наименование товара. Вдобавок, их принуждают к оплате «маркетинговых услуг» для, якобы, продвижения товара, но, де-факто, такие услуги практически не предоставляются. При этом производитель не влияет на ценовую политику сети касательно тех товаров, которые он поставляет в сеть.

Сроки расчетов торговых сетей с товаропроизводителями могут достигать 90 (!) и больше дней. Длительные сроки расчетов, которые торговые сети применяют к производителям пищевой продукции, по сути, есть формой беспроцентного товарного кредита, который предоставляется сферой производства сфере торговли.

Нельзя в принципе говорить о конкуренции на равных между крупными торговыми сетями и средним/мелким бизнесом в сфере торговли. Крупная сеть вытесняет с рынка мелкий и средний торговый бизнес. У нее есть так называемая «экономия масштаба», более эффективная организация производственно-торговых процессов, большие обороты, возможность хэджирования рисков и т.д.

Законопроект о торговле должен защитить производителей-представителей малого и среднего бизнеса от агрессивной политики ТС и также урегулировать отношения между торговыми сетями и производителями с точки зрения роста агрессии и давления на производителя. Наша Ассоциация предлагает изменения к законопроекту на основе опыта европейского регулирования торговли, который носит четкую антисетевую политику. Необходимо классифицировать объекты торговли по масштабу и предполагать разное государственное регулирование в зависимости от размера торгового объекта: от жесткого сдерживания и контроля для крупного ритейла, до максимального содействия и всецелой поддержки со стороны государства малому и среднему бизнесу.

 

–  Какие проблемы сегодня тормозят развитие именно кондитерской отрасли?

– Одна из самых острых проблем отрасли сегодня – фискальное давление. Нынешняя философия управления государственной экономикой во многом представляет собой сплав советского мышления и стяжательства вкупе с фрагментарными попытками внедрить опыт европейского регулирования.

Проявление этого управления, бьющее по отрасли сегодня – системная проблема с возмещением экспортного НДС. Это особенно важно для кондитерской отрасли как для экспортно-ориентированной отрасли. Около трети от объемов производимой продукции идет на экспорт (в стоимостном выражении это около $1,1 млрд.). Кондитеры приносят Украине примерно $800 млн. позитивного сальдо платежного баланса ежегодно.

Не возвращая экспортный НДС, государство тем самым «вымывает» оборотные средства предприятий и увеличивает стоимость кондитерской продукции на внутреннем рынке. Это приводит к недоинвестированию в развитие отрасли. В частности – в обновление оборудования, технологий производства. При этом надо помнить, что кондитерский рынок – очень конкурентен и быстро развивается и в Европе, и в России. Очень важно идти в ногу со временем, быстро внедрять все инновации, которые появляются на рынке.

Нельзя не сказать о постоянном искусственном завышении таможенной стоимости сырьевых товаров, которые импортирует отрасль.

Также оборотные средства «вымываются» из отрасли за счет переплаты налога на прибыль: производители платят налоги на прибыль на месяцы вперед.

Мы понимаем проблемы бюджетного дисбаланса в государстве, но их необходимо решать не через повышение фискального давления на реальный сектор, а через создание чистых активов, расширение базы налогообложения, детенизацию экономики, проведение структурных реформ в экономике и т.д. Вместе с тем, без преодоления существующего уровня коррупции, все разговоры о реформах – пустой звук.

 

 – Какие основные тенденции развития рынка отметите? Какие прогнозы на 2013-й год?

Сегодня мы не видим роста покупательной способности. В данной ситуации потребителю частично приходится отказываться от кондитерской продукции в пользу бюджетных товаров первой необходимости. В силу этого расширение внутреннего рынка сдерживается, конкуренция на нем ужесточается.

Для успешной реализации продукции производителям необходимо постоянно проводить критический анализ выпускаемого ассортимента и постоянно совершенствовать качество и безопасность продукции.

Вместе с тем очевидна тенденция роста сегмента диетического питания в кондитерской отрасли. Приоритетным становится создание низкокалорийных и обогащенных витаминами, макро и микронутриентами изделий, а именно: снижение калорийности изделий, снижение содержания сахара и жира, обогащение их витаминами и минеральными веществами, природными антиоксидантами, консервантами, красителями, создание кондитерских изделий специального назначения.

В целом лично мой прогноз на этот год неутешителен: если философия государственного управления, основанного на чрезмерной регуляции рынка в ближайшее время не изменится, сложно говорить о радужных перспективах нашей отрасли и бизнеса в Украине вообще.

Елена Бочковская

Нет ответов пока

Залишити відповідь